Советы дефектолога © Ясли-сад № 344 г. Минска

 

XX

Изменение размера шрифта

Все современные браузеры позволяют изменять размер шрифта на странице сайта путем изменeния масштаба

В большинстве случаев для изменения масштаба воспользуйтесь комбинацией клавиш "Ctrl и +" или "Ctrl и -"

Так же можете использовать комбинацию "Ctrl и скролл"

Дополнительная информация доступна по ссылке https://support.google.com/chrome/answer/96810?hl=ru

РусскийБеларускi

 

  

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"ЯСЛИ-САД № 344 Г. МИНСКА"

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

индекс цитирования

индекс цитирования

 

 

Советы дефектолога


Главным условием общения является речь. Речь – это познавательный психический процесс, который заключается в совокупности произносимых и воспринимаемых человеком звуков. Речевая активность связана с работой высших отделов психики человека  - больших полушарий головного мозга.

Своевременное и правильное речевое развитие – одно из основных, если даже не основное, из условий формирования личности ребенка.Усваивая родной язык, дети овладевают важнейшей формой речевого общения-устной речью. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения.  Речевое общение, в его полном понимании- это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. Возможность речевого общения-это одно из основных отличий человека от остального животного мира, отражающее закономерности  его физиологического, психического и социального развития.

Речь  человека формируется с самого раннего детства   под влиянием взрослых. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент речевого развития.  Ребенок растет, познает окружающий мир и рассказывает о нем. Чем больше, активнее будет его словарный запас, тем быстрее будет происходить его всестороннее развитие.  В формировании связной речи отчетливо выступает тесная взаимосвязь речевого и умственного развития детей, развитие мышления, восприятия, наблюдательности.

С момента рождения малыш слышит речь отличает ее от других звуков и почти сразу узнает голос матери.

В течение первого года жизни активно развивается способность ребенка понимать речь окружающих,  идет развитие речи от гуления,  лепета  до появления слов. В норме активный словарь современных детей до года составляет 10-12 слов. Следует отметить, что пассивный словарь значительно опережает активный.

Активно идет обогащение словаря после полутора лет и к концу второго года жизни в норме составляет 300-400 слов. В удивительно короткий срок малыш усваивает родной язык в главных  чертах,  а к трем годам словарь ребенка приближается к полутора тысячам.

К 4-м годам-до 1.900, 5—до 2000-2500).  Обогащение словаря идет, как за счет «заимствований» из речи взрослых, обогащения словаря из повседневной жизни,  так и за счет овладения  способами словообразования.

В предшкольный период (6-7 лет) словарный запас детей составляет 3500-4000 слов. Особенно быстро в старшем дошкольном возрасте увеличивается число существительных и глаголов, как более конкретных частей речи.

Процесс количественного и качественного накопления словаря активно осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, особенно совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности. Ребенок с самого детства получает из наблюдений,  первых впечатлений свой жизненный опыт, делает свои умозаключения, выводы, пытается понять закономерности происходящих процессов и явлений.

Чтобы хорошо, связно, образно рассказать о чем-то, надо четко представлять объект рассказа, уметь анализировать, отбирать характерные особенности, свойства, качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями окружающего мира.

Развитие речи находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания. Основы речи, как правильной, так и неправильной, закладываются в семье.«Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты!»-гласит известное изречение. Так же можно сказать и о семье. Ваш ребенок-зеркало Вашей семьи.  Понаблюдав и побеседовав с незнакомым ребенком, опытному педагогу не составит труда получить четкое представление о его семье, не знакомясь даже с родителями ребенка.Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слух ребенка воспринимал только правильное произношение, четкую, правильную, грамматически и логически последовательную речь.Во-первых, Ваш ребенок любит Вас и Вы являетесь ему образцом, в  том числе и в плане речевого развития, и он старается подражать Вам.  Во –вторых, он слышит неправильную речь  (неграмотную, невнятную, нелитературную, т.д.) и вводит ее в свой лексикон.

Самая распространенная ошибка, наносящая  вред речи ребенка, когда родители в порыве нежности, умиляясь смешным произношением своего чада, стремятся подыграть ему и начинают «сюсюкаться-люлюкаться», нарочно искажая свою речь, имитируя ошибочное произношение ребенка, искажая тем самым слова и звуки.  В таких ситуациях  родители лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью.  Ребенок усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и поэтому нет смысла его исправлять. У ребенка надо закреплять только правильное произношение, так как ребенок надолго запоминает  впервые услышанное или произнесенное слово, независимо от того, правильное оно или нет.

Одной из частых ошибок родителей является мнение, что всему свое время, что после определенного возраста «все станет нас вое место», тормозя таким образом,  речевое развитие ребенка, упуская важные сенситивные периоды.  Патологию, недостатки проще и быстрее исправить, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная помощь.

Поэтому родители должны следить за своей речью, выражаться грамотно, не торопиться и не искажать слова, четко произносить все звуки. Важно, чтобы родители вслушивались в речь своего ребенка и корректировали его ошибки, так как невнимательное отношение к речевому процессу может привести к отставании в речевом развитии и в развитии ребенка в целом, что скажется на обучении в школе (им сложно  запоминать учебный материал, т..к. не всегда понимают объяснения учителя, часто конфликтуют со сверстниками, замкнуты и т.д.).

Родители часто сетуют на нехватку времени. Современные дети все больше предназначены сами себе (телевизор, компьютер, электронные игры и т. п). Пассивный словарь у них, может быть и богат, они могут консультировать нас в работе с гаджетами, но они с трудом могут высказать связную мысль на заданную тему, так как информацию получали, но не с кем было ее поделиться.«Общение» было односторонним, а от   одностороннегообщения пользы немного. Неважно, кто при этом молчит, ребенок или взрослый. В первом случае у ребенка страдает активная речь, во втором  пассивная.

Процесс познания окружающего мира базируется на чувственном восприятии. Способность к обследованию окружающих предметов проявляется у ребенка еще в младенчестве. Он манипулирует предметами, трясет, тащит их в рот-все это не что иное, как стремление к познанию явных и скрытых свойств объекта. По мере того, как малыш растет, родители все чаще ограничивают ребенка в обследовательской деятельности ( не бери в рот, не трогай, а то порежешься (обожжешься, уронишь и т.п.). А ведь именно исследуя предметы, экспериментируя  с ними, дети могут в полном объеме найти и запомнить те качества,  на которые мы, взрослые, не обращаем внимания, что дает толчок не только развитию наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, но и способствует обогащению словаря и развитию связной речи. Только обследовав всесторонне предмет, получив полное представление о его внешних и сенсорных свойствах, ребенок в дальнейшем сможет описать его на уровне воображения?

Для того, чтобы развивать речь своего ребенка не требуется особая обстановка, пособия. Для этого подойдет любая обстановка и совсем не обязательно отвлекаться от своего любимого занятия, например, рукоделия или кулинарии, или рутинной домашней работы. 

Рассматривая, изучая предметы и явления окружающего мира,  дети учатся высказывать свои мнения, делиться впечатлениями, устанавливают причинно-следственныесвязи.Любую прогулку, поездку на дачу или  ежедневную дорогу в детский сад можно превратить в увлекательное путешествие или познавательную игру-занятие, превратить Вашего ребенка в первооткрывателя, сказочника или просто фантазера.Слово всегда должно сопутствовать непосредственному восприятию в ходе познания ребенком окружающей действительности. 

Собираетесь на прогулку? Одевая (сам одевается) ребенка, закрепите знания об обуви и одежде, ее свойствах, материале, назначении, внешнем виде и правилах ухода за ними. Полученные таким образом  сведения, не заменят никакого занятия  и усвоятся Вашим ребенком без всяких проблем и «насилий».

Любую прогулку, поездку на дачу или  ежедневную дорогу в детский сад можно превратить в увлекательное путешествие или познавательную игру-занятие, превратить Вашего ребенка в первооткрывателя, сказочника или просто фантазера.

Любой предмет, явление может стать объектом обсуждения –разговора, обогатить знания по темам: «Деревья, кусты», «Цветы и растения нашего окружения.  В ненавязчивых заданиях, типа: «Найди березу» (клен, дуб), «Как называются семена дуба (клена, ясеня, каштана ?» и т.п.; «Найди самое красивое дерево» (Почему ты считаешь, что оно самое красивое?). побеседовать о растениях, встречающихся по дороге в детский сад или магазин,

Обратите внимание на окружающую природу, ее красоту в любое время года. Обратить внимание и побеседовать о сезонных изменениях в природе (сравнить березу, какой она была неделю назад и сегодня,  почему);сравнить погоду вчера и сегодня;  сравнить снег под деревьями и у проезжей части, сделать вывод, почему так происходит; понаблюдать за снегопадом (листопадом), пополнить словарный запас глаголами, наречиями, сравнениями и метафорами  (снег не просто идет, а кружится;  приближается к земле, как будто танцует; летит, несется, плавно (быстро, стремительно или медленно падает на землю) и т.д.

Предложите ребенку посмотреть на облака и рассказать не просто, какого они цвета (хотя и это не будет лишним), а найти их сходство с каким –нибудь  знакомым предметом (например, животным, птицей и т.п.). Предложить: «Подбери комплименты солнышку» (сегодняшней погоде, осени, т.д.).   Какое настроение у тебя вызывает сегодняшняя погода и почему?). «Про что можно сказать холодный?» ( красивое, блестящее, т.д.), можно просто послушать тишину, звуки осени (зимы, весны и т.п.),

С наступлением холодов, собираясь на прогулку, возьмите с собой хлебные крошки, семена, зернышки. Предложите ребенку догадаться, для чего они. Выйдя на улицу не просто покормите птичек, а вспомните, как их зовут, как ведут себя, что и как едят и т.д.

Во время прогулки Вы можете обратить внимание на незнакомые предметы- детально изучить их ( внешний вид, из чего и для чего предназначен, как можно еще его использовать, т.д.).

Попытайтесь пофантазировать с ребенком, поиграть в словесные «игры –рассуждения» («Зима. Это хорошо или плохо?». «Если бы я был волшебником…», «Если бы у меня были крылья…» и т.п.») и Вы увидите, как богат и широк внутренний мир, какие возможности и таланты  скрывались в Вашем ребенке

Дома. Во время приготовления пищи, привлекайте ребенка к посильному труду, обратите  внимание на подручные предметы, продукты, на  которых или при помощи которых  Вы готовите пищу.(Например, отбери продукты, из которых будем варить борщ, назови их. Какая свёкла? (бордовая, твердая, большая, гладкая, ровная, круглая, вкусная и т.д.). Какую крупу ты узнаешь?Какой электроприбор нужен, чтобы сделать сок, кофе (чай, фарш и т.д.) Как пользоваться правильно электроприборами? ) Предложить ребенку помочь приготовить салат  и обязательно его попробовать, а затем рассказать, какой он по вкусу. Предложите ребенку игру-соревнование: «Кто больше назовет вкусовых качеств?» (пирожного , торта, котлеты, яблока и т.п.)

Можно предложить ребенку выложить  из макарон (круп, зерен, семечек) елочку, морковку или любой другой предмет – будет развиваться тонкая моторика пальцев, творчество, фантазия.

Нигде так хорошо, как на кухне, не сможет получить ребенок знаний о запахах, вкусах, присущих фруктам, овощам и другим продуктам, изучить свойства и внешний их вид, тактильные ощущения, так как дети могут их потрогать, понюхать, попробовать, проследить за процессом их обработки и приготовления разных блюд, принять участие в самом процессе. Ваша задача- все это делать, общаясь с ребенком, называя предметы, действия, свойства. На практике, особенно в совместной деятельности с родителями, речевой  материал усваивается значительно лучше и быстрее.

Если ребенок посмотрел  мультфильм, найдите время побеседовать по его содержанию (Какой мультфильм ты смотрел?  Понравился ли мультфильм? Кто (что?) тебе больше всего понравился? Почему? Какой волк в этой сказке? А зайчик?  Правильно ли поступила Золушка, когда поехала на бал? Т. д.). Предложите пересказать сказку или рассказать  брату, папе, бабушке, любимой кукле и т.п.

На даче. Только в естественных условиях  ребенок может получить полнейшие сведения о  растительном мире (деревья, кусты, овощи, фрукты, цветы и т.д), проследить последовательность, условия  посева (посадки) овощей и правила ухода за ними, созревания и заготовки. Как нельзя лучше подходит для данной цели дача, деревня, Ребенок может вживую увидеть многие цветы и растения, сравнить их  с другими, похожими и непохожими, потрогать наощупь, понюхать. Можно предложить ребенку подобрать определения к цветку(овощу фрукту, ягоде),  сравнения, сравнить два цветка, назвать его ласково или «сделать огромным», вспомнить названия всех цветов, назвать действия, которые можно производить с ними.  Навыки, приобретенные на практике в естественных условиях,  запомнятся ребенку на всю жизнь.

Обогащение и активизация словаря -это повседневная задача родителей. Помните, что общаясь, Вы  развиваете речь ребенка, способствуете  обогащению знаниями об окружающем мире, о сезонных и природных явлениях, о  нормах поведения, расширению кругозора детей, а значит и  развитию его интеллекта. Чем общительнее ребенок, тем богаче, образнее, более связная его речь, тем легче ему адаптироваться в коллективе,  что в будущем скажется на обучении в школе. Начать заниматься с ребенком никогда не поздно, но лучше не откладывать на завтра.

Ко мне пришел ребенок 6-ти лет. Звукопроизношение в норме, однако, направлен в группу  для детей с тяжелыми нарушениями речи. Через месяц папа ребенка возмущался: «Что это за логопед, что ребенок не знает времен года!». Простите, но где был ребенок до этого, если в шесть лет его место в школе? Чем занимались родители шесть лет? Логопед не волшебник, который взмахнет палочкой и Ваш ребенок станет вундеркиндом. В первую очередь, развитием ребенка должны заниматься родители. Поэтому на вопрос: «Когда надо начинать заниматься речевым развитием ребенка?», ответ может быть только один: «Вчера», а точнее- с самого рождения. Не занимались раньше, спешите заняться сегодня, завтра, послезавтра и ежедневно, не ссылаясь на педагогов детского сада, школу, на нехватку времени.

Общайтесь  больше с детьми, отвечайте на их вопросы и помните, что не получив ответа на свой вопрос, или ответ-отговорку (дети очень тонко это чувствуют), ребенок рано или поздно перестанет задавать Вам вопросы, а ответы на них искать у других людей или у товарищей, тем самым отдаляясь от Вас. И, когда, Вы захотите пообщаться с ним, то ребенок точно также, как и Вы когда-то отделается отговоркой. Общаясь, Вы не только обогащаете  его лексический запас,   расширяете знания об окружающем мире, но, что очень важно, Вы устанавливаете с ребенком духовный контакт.

Несколько советов родителям:

  • Будьте внимательны к речи  ребенка;
  • Всегда следите за своей речью;
  • Не ругать ребенка за ошибки, а тактично, ненавязчиво их исправляйте;
  • Внимательно выслушивайте ребенка, когда он о чем-то рассказывает, делится впечатлениями ( для него это очень важно);
  • Охотно отвечайте  на вопросы ребенка (чтобы не прошло желание их задавать);
  • Подбадривайте, поощряйте желание своего ребенка общаться;
  • Помните, что занятия эффективны только тогда, когда они систематичны. (Лучше заниматься ежедневно 10-15 минут, чем один раз в неделю в течение часа. Совсем бесполезны занятия от случая к случаю);
  • Своевременно обращайтесь за помощью к специалистам.

 


           

 

тел. 341-69-67; 340-10-59
E-mail: ddu344@minsk.edu.by