Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения © Ясли-сад № 344 г. Минска

 

XX

Изменение размера шрифта

Все современные браузеры позволяют изменять размер шрифта на странице сайта путем изменeния масштаба

В большинстве случаев для изменения масштаба воспользуйтесь комбинацией клавиш "Ctrl и +" или "Ctrl и -"

Так же можете использовать комбинацию "Ctrl и скролл"

Дополнительная информация доступна по ссылке https://support.google.com/chrome/answer/96810?hl=ru

РусскийБеларускi

 

  

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"ЯСЛИ-САД № 344 Г. МИНСКА"

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

индекс цитирования

индекс цитирования

 

 

Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения


1. Особенности развития произносительной стороны речи дошкольников

Дошкольный возраст - самый важный и самый благоприятный период  для формирования основ правильной, грамотной речи. Именно в этом возрасте быстрыми темпами идет  обогащение лексического запаса, активно формируется связная речь, формируется произносительная сторона речи (звукопроизношение).

При речевом развитии без патологии первые слова появляются до 1 года(у современных детей, к сожалению, все чаще прослеживаются формы запаздывания речевого развития). К  двум годам ребенок понимает речь окружающих и способен пользоваться фразовой речью.    

Формирование звукопроизношения у детей происходит постепенно и последовательно. Последовательность усвоения звуков определяется, в основном, возможностями речедвигательного  анализатора, который в своем развитии отстает от речеслухового анализатора.  Ребенок с первых минут жизни слышит речь окружающих и постепенно у него формируются навыки различения звуков речи на слух. Произношением же их он до определенного возраста не владеет.

Период формирования звуков у каждого ребенка индивидуален и зависит от ряда причин (социальных, физиологических).

Однако, есть определенная схема формирования произношения звуков у дошкольников при развитии речи без патологии.

В первые месяцы жизни малыш произносит звуки непроизвольно, их не всегда можно понять и тем более воспроизвести, т. к их может и не быть в нашем языке вообще. Позже малыш начинает произносить звуки родного языка, т.е. , на котором говорят окружающие его люди.

Сначала ребенок усваивает и произносит белее легкие, в артикуляционном плане, звуки, а затем более сложные. 

До 1 года ребенок способен овладеть произношением  некоторых гласных (а, у, и) и губных согласных (м, п, б). Именно из этих звуков состоят первые слово, которые обычно произносят дети («мама», «папа», «баба»).

От 1 года до 2-х лет –формируются навыки произношения других гласных и ряда согласных, хотя и часто происходит их искажение, замена более простыми в артикуляционном отношении звуками (твердые согласные часто заменяются мягкими)

В период с 2-х до 3-х лет ребенок продолжает овладевать навыками произношения согласных звуков  и к 3-м годам он может произносить все звуки, кроме свистящих, шипящих и сонорных ({Л},{Ль},{Р},{Рь} (т.е., если он не произносит данные звуки, то это не является патологией) . Возможны замены этих звуков на более простые или их пропуск в речи.

К 3-3,5 годам ребенок овладевает произношением более сложных по своей артикуляции свистящих  ({С},{Сь},{З},{Зь},{Ц}. К 4-4,5 годам  у большинства детей появляются шипящие звуки ({Ш},{Ж},{Ч},{Щ}.  Позже всех дети овладевают правильным произношением сонорных звуков {Л},{Ль}{Р},{Рь}, которые являются самыми сложными в плане артикуляции.

На этом процесс формирования звукопроизношения завершается, т.к. ребенок овладел навыками произношения всех звуков родного языка и правильно употребляет их в речи. В этом плане речь ребенка уже не отличается от речи взрослого.

Все вышесказанное характерно для развития произносительной стороны речи в норме.

Однако, у детей дошкольного возраста часто наблюдаются нарушения произношения ряда звуков в виде искажений, пропусков, замены их другими звуками.

Причинами этого могут  быть:

  • возрастные физиологические нарушения  (артикуляционный аппарат недостаточно окреп или сформирован);
  • дефекты в строении речевых органов, не позволяющие воспроизвести правильную артикуляцию некоторых звуков (неправильный прикус, отсутствие зубов, слишком редкие деформированные зубы, наличие диастемы (расщелины между верхними резцами), слишком большой (маленький) язык, короткая уздечка, не позволяющая языку подниматься вверх и другие;
  • органические повреждения в коре головного мозга;
  • неправильная речь окружающих;
  • невнимательное отношение со стороны взрослых («семейно-педагогическая запущенность»);

Самое простое нарушение звукопроизношения не так безобидно, как считают многие родители.Последствия данного отношения могут серьезно сказаться в дальнейшем не только на учебной деятельности ребенка, но и на его личностном развитии в целом (орфографические ошибки (как говорит, так и будет писать), насмешки в школе, а вследствие и закомплексованность, неуверенность и т.д.).

Как показывает практика, некоторых родителей уже в три года волнует, что их ребенок не выговаривает «букву {Р}, а другие не обращают внимание на то, что ребенок неправильно произносит почти половину звуков, пока не придется оформлять в школу. Как правило, они или не видят недостатки произношения или считают, что со временем  «все само нормализуется», аргументируя свою точку тем, что папа (мама) тоже поздно заговорили. Следует отметить, что, как правило, у таких родителей имеются нарушения в произношении некоторых звуков.

Мы произносим различные звуки как изолированно, таки в речевом потоке, благодаря подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Способность произносить те или иные речевые звуки зависит от точности и силы движений артикуляционных органов (язык, губы, зубы). Если артикуляционные органы работают слажено  и в полном объеме, то голос произносит их четко и правильно.  Если они работают не в полной степени, наблюдаются искажения в произношении звуков.     Таким образом, формирование звукопроизносительной стороны речи-это сложный двигательный процесс.

Как же могут помочь родители своим детям в формировании и коррекции  звукопроизношения?

2. Роль артикуляционной гимнастики в развитии звукопроизношения.

Для профилактики возникновения нарушений в  звукопроизношении следует выполнять с  ребенком упражнения артикуляционной гимнастики.Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом в коррекции произношения звуков.

Цель артикуляционной гимнастики: выработать полноценные движения и определенные  положения артикуляционных органов для формирования правильного произношения звуков речи и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.  Артикуляционная гимнастика позволяет укрепить многочисленные мышцы артикуляционного аппарата (жевательные, глотательные, мимические), развивает умение объединить простые движения в сложные, необходимые для правильного произношения звуков.

Артикуляционной гимнастикой следует заниматься как можно раньше. Ведь начиная с пеленок, малыш самостоятельно, неосознанно постоянно работает язычком,  издает различные звуки, напоминающие «бормотание», «люлюканье» («гуление», «лепет»)- это своеобразная  гимнастика органов речи  в естественных жизненных условиях, первый этап в развитии речи ребенка.

Каждый родитель, при желании, может выполнить большинство артикуляционных упражнений, способствующих развитию артикуляционного уклада,  профилактике отклонений в развитии произносительной стороны речи, и даже откорректировать  некоторые недостатки.

Следует отметить, что некоторые артикуляционные упражнения    ребенок может усвоить за 1-2 занятия («Улыбка», «Заборчик», «Блинчик» и другие), усвоение  же других артикуляционных поз требует огромных усилий, длительной и систематической работы («Чашечка», «Гармошка», «Индюки» и другие). Все индивидуально. Для некоторых детей даже широкое открывание рта и удерживание его в таком положении является трудновыполнимым заданием.

Ежедневное, монотонное повторение не интересно  ребенку, быстро надоедает и  утомляет его, поэтому артикуляционную гимнастику лучше проводить  эмоционально, в игровой форме. Хорошо использовать любимую игрушку Вашего ребенка («Покажи зайке, как ты умеещь…», «Научи куклу Дашу «печь блинчики»»  и т.д.

Чтобы заинтересовать ребенка, можно смазать верхнюю губу ребенка вареньем, шоколадом, медом (в зависимости от того, что любит Ваш ребенок)- «Вкусное варенье» (мед, шоколад), конфеты-ириски, чтобы научить «присасывать» язык к нёбу и т.д.

Пока целенаправленные артикуляционные движения ребенку недоступны, важно найти возможность опоры на непроизвольные движения. Упражнения, которые выполняются в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют ребенка, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения, особенно в случае неудач.Работая над определенной артикуляционной позой, пока она не будет сформирована окончательно, следует включать новые упражнения, изменяя лишь их название, вводить  новые  игровые  образы.Чтобы дети не теряли интерес  к заданию, одному и тому же упражнению даются разные названия. Например, упражнение «Лопатка», аналогично ему выполняются упражнения «Блинчик», «Пирожок» , «Лепешка»  и другие.

Успешнее идет работа, если используются соответствующие теме стихи.  Например, «Окошко»- «Булки просит бегемот, широко разинув рот», или : « Открывает рыбка рот,/ А  не слышно, что поет»;

«Улыбка». «Вот понравится лягушкам:/ Тянем губы прямо к ушкам!/Потяну-перестану./ И нисколько не устану!» и другие.

Упражнения, которые имеют условное название, связаны с определенным игровым образом и требуют перевоплощения, вызывают у детей интерес, положительные эмоции, препятствуют переутомлению и способствуют устойчивости внимания.

3. Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

При выполнении артикуляционных упражнений родителям надо учесть следующие рекомендации:

  • Артикуляционная гимнастика должна проводиться ежедневно  (не менее двух раз в день,  в течение 5-7 минут),  чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись;
  • Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом. Ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести необходимую артикуляционную позу, а затем добиться ее автоматизма, постоянно упражняясь. (В младшем и раннем возрасте только этот этап помогает достичь правильного произношения);
  • Упражнения выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении;
  • Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ;
  • Каждое упражнение ребенок должен повторять 5-7 раз;
  • В конце каждого упражнения органы речевого аппарата должны вернуться в исходное положение;
  • Статические упражнения (удержание артикуляционной позы в одном положении);
  • Выполняются по 10-15 секунд (под счет 5-10);
  • Во  время работы перед зеркалом нужно следить за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые тренируются в данном упражнении. Шея и плечи должны быть не напрягаемыми;
  • Каждое упражнение ребенок должен выполнять медленно, ритмично и четко, считая мысленно или под счет взрослого. Темп постепенно ускоряется;
  • При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики и при их выполнении  надо соблюдать определенную последовательность, т.е.  идти от простых упражнений к более сложным;
  • Гимнастика не должна надоедать ребенку и вызывать его переутомление. Для это лучше проводить  ее эмоционально, в игровой форме. Хорошо использовать любимую игрушку Вашего ребенка;
  • Чтобы заинтересовать ребенка, можно смазать его  верхнюю губу вареньем, шоколадом или медом (в зависимости от того, что больше нравится Вашему ребенку).

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. 

 4. Примерный комплекс артикуляционной гимнастики

СКАЗКА О ЯЗЫЧКЕ  - АКРОБАТЕ

История Язычка

Артикуляционное упражнение

Стихотворное сопровождение

Жил-былЯзычок-акробат в своем домике. Проснулся он как-то утром в хорошем настроении,

 

«УЛЫБОЧКА»

 

(Губы растянуты в улыбке, удерживать под счет до 10),

Свои губы прямо к ушкам,

Растяну я,как лягушка.

Весело  мы улыбаемся

Язычок наш расслабляется!

 

несколько раз потянулся и зевнул.

«ОКОШКО»

 

(Широко открыть рот удерживать   под счет  от 5 до10, повторить 5-6 раз).

Мы окошечко открыли,

А потом закрыть решили.

Но еще потом открыли

И сначала повторили

 

 

затем выбежал на крылечко

 

 «БЛИНЧИК»

(Улыбнуться, приоткрыть рот, широкий, распластан-ный и неподвижный язык положить передним краем на нижнюю губу, удержи-вать 10 сек.),

Язычок пошел гулять-

Лег на губку отдыхать.

Язык лопаткой положи 

И спокойно подержи. («Лопатка»)

 

посмотрел, какая погода 

«МАЯТНИК»

 

  (Рот приоткрыт,  губы в положении полуулыбки; узкий кончик языка движет-ся от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ;  нижняя челюсть неподвижна; сохранять каждое положе-ние в течение секунды) 

Приоткрыл язык окно:

-А на улице тепло?

Наш Веселый Язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо

Выходить еще мне рано!

и побежал чистить зубы  

ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»

(Проводим широким кончи-ком языка  по внешней и внутренней поверхности зубов сверху вниз)

 

 

Вот и тюбик  с пастой рядом-

Зубки часто чистить надо.

Чистим, чистим зубы мы

И снаружи и внутри.

Чистим долго очень мы,

Не болели, чтоб они.

 

пополоскал Акробатрот, умылся.

«ПОЛОСКАНИЕ»

(«имитация полоскания»,  перегоняем воздух из одной щеки в другую),

 

Умывается  крошка Енот:

Воды набрал он полный рот

Полощет долго он свой рот

Не зря ж  он полоскун-енот.

 

 

и пошел завтракать.  На завтрак были 

 «ВАТРУШКИ С ТВОРОГОМ»

(Рот открыт, губы в «улыбке», положить широ-кий язык на нижнюю губу, поднять и свернуть в «трубочку»,  удерживать под счет до 10, повторить 5 раз (съел 5 штук).

 

Я  решил устроить  на бал

Много  гостей к себе я позвал.

Взял муки , взял творог,

Испек рассыпчатый пирог.

 

Поел язычок и решил попить  чаю,

«ЧАШЕЧКИ»

(Рот широко раскрыт, широкий кончик языка поднять вверх, потянув его к верхним зубам, но не касаясь их, боковые края языка слегка загибаются, образуя форму чашечки; язык должен быть на уровне верхней губы; удерживать язык в таком положении под счет до 10, повторить3-4 раза).

 

Язык широкий покажи,

На губе его держи.

Широкий кончик подними,

Края немножко ты загни.
Получилась  у Машечки

Кругленькая «чашечка».

 

Но чай показался ему не сладким, поэтому Акробат взял свое любимое клубничное варенье.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

(Широким кончиком языка  проводим сверху вниз по верхней губе, снизу вверх по нижней, губы растянуты, на зубы не натягиваются) и пошел завтракать

 

Ох, и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки  оближу

Затем  Язычок пошел гулять во двор

«ЯЗЫЧОК  ШАГАЕТ ПО ЛЕСЕНКЕ»

(Рот открыт, губы в улыбке: а)  широким кончиком язы-ка дотронуться до верхних зубов с внутренней сторо-ны, затем с наружной,

 б) широким кончиком языка дотронуться до нижних зубов, сначала с внутренней стороны, затем с наружной (по 3-4 раза).

Дверку стали открывать,

По ступенечкам шагать.

Щелка шире, шире, шире, вот:Язычок гулять идет!

 

А во дворе увидел, что на клумбе зацвели его любимые розы. Они были такие красивые, что Язычок  не удержался и решил их понюхать. Понюхал и воскликнул:

 -«НЮХАЕМ РОЗУ»

 (Вдох через нос-«нюхаем розу», на выдохе произнес-ти:  «Ах! Как пахнет!» (повторить 3-4 раза)

Ах, какие розы

Выросли в саду.

Любоваться можно,

Рвать же – никому!

 

Увидел Язычок, что ребята  на качелях качаются и решил к ним присоединиться,

«КАЧЕЛИ»

 (Рот широко раскрыт, кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается за нижние зубы,  повторить по 5-раз). 

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я все выше поднимаюсь,

а потом –вниз опускаюсь!

 

ПокаталсяЯзычок-акробат немножко,  а потом друзья позвали его в играть в футбол

 «ФУТБОЛ» 

(Рот закрыть, кончиком языка с напряжением упирать то в правую, то в левую щеку, чтобы под щекой образовывались «мячики»).

Поиграю я в футбол

И забью, конечно, гол!

Очень сложная задача-

Забивать в ворота мячик.

 

Играл  Язычок и увидел, что черная тучка надвигается.  Сначала он испугался, но вдруг заметил свою подружку - лошадку Сабрину. Вскочил Язычок  на лошадку  и поскакал домой.

«ЛОШАДКА»

(Улыбнуться, обнажить зубы, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу и резко оторвать,  «щелкаем язычком». Темп пощелки-вания должен меняться, от медленного к быстрому. Нижняя челюсть не двигается. Выполнять 6-10раз).

Я лошадочка игрива.

Посмотри, как я красива,

Я копытцем постучу:

-Садись, тебя  я прокачу! 

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой, гладкой.

 

А  тут и дождик пошел.

 «ДОЖДИК»

(Рот широко открыт, губы в улыбке,  язык с силой уда-ряет в бугорки  за верхними зубами (альвеолами), ребе-нок при этом произносит звук {Д}, подражая стуку дождя по крыше:д-д-д-д-д, сначала медленно, затем быстрее. Нижняя челюсть должна быть неподвижной. (10-15 сек)

 

Дождик, дождик, поливай-

Будет  добрым  урожай!

Соберем мы дружно

На обед и ужин!

Язычок прибежал домой и  закрыл за собой все двери (зубы, губы) в домике.

 

«ДОМИК»

Рот закрыт в естественном положении.+

Язычок наш кончил дело-

Отдыхать он может смело.

 

 

 


           

 

тел. 341-69-67; 340-10-59
E-mail: ddu344@minsk.edu.by