За здоровьем к природе © Ясли-сад № 344 г. Минска

 

XX

Изменение размера шрифта

Все современные браузеры позволяют изменять размер шрифта на странице сайта путем изменeния масштаба

В большинстве случаев для изменения масштаба воспользуйтесь комбинацией клавиш "Ctrl и +" или "Ctrl и -"

Так же можете использовать комбинацию "Ctrl и скролл"

Дополнительная информация доступна по ссылке https://support.google.com/chrome/answer/96810?hl=ru

РусскийБеларускi

 

  

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"ЯСЛИ-САД № 344 Г. МИНСКА"

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

индекс цитирования

индекс цитирования

 

 

За здоровьем к природе


Причины большинства болезней кроются не только в со­стоянии окружающей среды или экологической обстановке, но и в самом человеке, его образе жизни (здоровье людей в 50 % случаев зависит от их образа жизни). Поскольку человек - часть природы, то именно близость к ней помогает поддерживать и созидать здоровье, вести здоровый образ жизни.

   Особую тревогу вызывает ухудшение состояния здоровья детей. Научить их здоровому образу жизни - значит научить правильному поведению, предвидению результатов действий, сказывающихся на самочувствии окружающих людей и его са­мого. Как отмечают ученые (Н.И. Аринчин, С.М. Мартынов), семья является первоисточником заболеваний детей из-за отсут­ствия у родителей определенных знаний и навыков правильного воспитания. Что делать, чтобы дети были здоровыми? С чего начать? Начать нужно с себя. Это очень важное условие, поскольку давно известно: на ребенка гораздо больше действует не то, что говорит взрослый, а то, что он делает.

   Одной из составных частей программы воспитания здоро­вого ребенка является закаливание - система процедур, обес­печивающих сопротивление организма метеорологическим воздействиям. Закаливание повышает физическую работо­способность человека, снижает заболеваемость, укрепляет здо­ровье. Родители, которые хотят приобщить ребенка к закали­ванию, не только должны объяснить, с какой целью и как вы­полняются закаливающие процедуры, но и создать ситуацию успеха этой деятельности, выразить уверенность, что успех ста­нет обязательным ее результатом. Хорошо предварительно напомнить дошкольнику о его достоинствах (силе воли, решительности и т.п.), которые помогут достигнуть ус­пеха. Прежде чем начать закаливающие процедуры, нужно учесть возраст детей, состояние их здоровья, бытовые условия, наличие выраженных физических и психических нагрузок, выб­рать методику закаливания.

   Все существующие методики закаливания делятся (по И. Брязгунову) на традиционные и нетрадиционные. К тради­ционным относятся все процедуры в пределах положительных температур. Это влажные обтирания, душ, ванны, хождение босиком и др. Нетрадиционное закаливание связано с наибо­лее сильными воздействиями на организм. К ним можно отне­сти: закаливание воздухом на морозе, обтирание снегом, хож­дение босиком по снегу, купание в холодной и ледяной воде и др. Основные закаливающие процедуры в традиционной сис­теме закаливания - солнечные и воздушные ванны, водные процедуры.

   В солнечный летний день трудно удержать детей в поме­щении. Как правило, именно за лето дошкольники зна­чительно подрастают, кожа покрывается загаром, дети выгля­дят гораздо здоровее и крепче. Однако интенсивность загара не свидетельствует о качестве здоровья. Оно зависит от выпол­нения определенных требований. Так, общая длительность не­прерывной солнечной ванны не должна превышать 1 часа. Зло­употребление солнечными лучами может вызвать: солнечные и тепловые удары, ожоги, расстройства центральной нервной системы и др. Обязательно также, чтобы под солнцем ребенок в головном уборе (панаме, кепке и т.п.), что предостерега­ет от перегревания. Солнечные ванны лучше принимать в дви­жении (бег, игра, совместная работа со старшими в саду, на природе и т.д.).

   Большинство дошкольников любят купаться. Ку­пание - очень эффективное оздоравливающее средство, так как на организм одновременно воздействуют три закаливающих доктора: солнце, воздух и вода. Дошкольникам не рекомендуется купаться больше двух раз в день, причем лучше это делать в послеполуденные часы, когда прогреется  вода. Следует помнить, что наибольшие теплопотери происходят в первые 2-3 минуты купания. Место для купания должно быть с ровным дном, без коряг, ям и водоворотов, не слишком глубо­ким, со спокойным, медленным течением. Нужно обращать вни­мание дошкольников на красоту окружающей природы: зеленая трава и голубое небо, тихий плеск волн и шум деревьев - все это также оздоравливает, успокаивает нервную систему, улучшает настроение.

   Природа щедро делится с человеком своими богатствами, предоставляя ему возможность быть здоровым. Однако найдутся  родители, которые ни разу не говорили своему ребенку: «Оденься потеплее, простудишься!»? Супруги Борис и Лена Ни­китины, известные опытом закаливания собственных детей, со­ветуют вообще отказаться от высказываний типа: "Не подходи к двери - простудишься!", "Не пей холодную воду - горлышко заболит" и т.п. Не следует вспоминать о болезнях при ребенке, нельзя пугать ими, предполагать, что они у него обязательно будут. Вредно чрезмерно кутать детей. Стоит ребенку немного побегать, как он потеет, что может привести к переохлаждению.

   Закалка, которую дети приобретают за летний период, носит название "стихийная закаленность" и без подкрепления закаливающими процедурами исчезает через один-полтора месяца. Вот почему должны стать традиционными в каждой семье совместные прогулки родителей и детей, пешие и вело­сипедные походы и т.п. По сути, любая прогулка на улице при соблюдении требования одеваться "по погоде" представляет собой закаливающую процедуру - воздушные ванны.

   В течение учебного года дошкольники большую часть времени проводят в помещении. Это неблагоприятно отражается на умственной работоспособности, их росте и развитии. Часто причина детской вялости, бледности кожи имен­но в "кислородном голодании". Общая длительность пребыва­ния ребенка 5-6 лет на открытом воздухе - не менее 2,5 часов в сутки, причем не только в теплое время года, но и зимой. Вра­чи-педиатры считают, что час, проведенный в движении на чистом морозном воздухе, стоит многих летних.

   Часто зимой приходится встречать на улице детей, у кото­рых рот и нос завязаны шарфом. Это неправильно, так как ды­шать влажным воздухом намного опаснее для здоровья, при этом нос выключен из процесса дыхания (при дыхании носом на 25 % повышается насыщение крови кислородом), что может привес­ти к переохлаждению верхних дыхательных путей. Например, если "температура вдыхаемого воздуха один градус тепла, то, проходя через нос, он нагревается до 250, а при дыхании ртом только до 20 градусов"'. Бывают ситуации (быстрый бег), когда трудно дышать только через нос. В таких случаях надо старать­ся прижать кончик языка к нёбу, тогда холодный воздух, обте­кая язык, будет лучше прогреваться. Один из простейших при­емов обучения ребенка носовому дыханию таков: попросить его пускать мыльные пузыри через соломинку либо надувать фут­больные камеры, воздушные шары. При этом необходимое ус­ловие - вдыхать воздух через нос, а выдыхать ртом.

   Зима создает прекрасные условия для оздоровления детей и взрослых. Однако начинать закаливание дошкольни­ков лучше всего летом, приобщая их к хождению босиком. Ходьба босиком надежно предохраняет ребенка от плоскосто­пия, тренирует мышцы стопы, тренирует и укрепляет весь орга­низм. По мнению некоторых специалистов, ноги являются свое­образным щитом с 72 тыс. нервных окончаний к любому орга­ну: сердцу, головному мозгу, печени, почкам и др. Закаливание ходьбой босиком лучше всего начинать с хождения в теплой комнате по ковру или половику, затем по деревянному полу. Особенно полезно ходить без обуви по мокрой траве, так как травы постоянно выделяют соки, многие из которых облада­ют целебными свойствами, что повышает эффективность зака­ливания. Больше всего босохождение предостерегает от про­студных заболеваний, когда оно сочетается с солнечными и воздушными ваннами и подкрепляется водными процедурами.

   Наиболее распространенные закаливающие водные процедуры - это ножные ванны, обтирание, обливание и купание в водоемах.

   С чего начать закаливание водой? С регулярного мытья рук и шеи только холодной водой, с обмывания ног и полоскания горла, что уже способствует повышению работоспособности, приучает "чувствовать" холодную воду. Выполнять эти процедуры лучше всего вечером перед сном или утром.

   Здоровые дети могут начинать закаливание с обливания. Действенность методики в том, что" обливание вызывает спазм и последующее быстрое расслабление кожных сосудов с повышением тонуса нервно-мышечного аппарата, увеличением ра­ботоспособности и появлением чувства бодрости"'. Начинают обливание детей с температуры воды 30°С, постепенно снижая до 16-18◦С.

   Многие ученые (Ю. Чусов, Ю. 3мановский и др.) среди различных методик отдают предпочтение контрастному зака­ливанию, так как оно, тренируя сосуды и приучая организм к быстрой смене реакций, вырабатывает у человека привычку к влиянию не только низких, но и высоких температур. Метод водных контрастных процедур с помощью душа состоит в попеременном обливании ребенка (от шеи) теплой водой (t=36°C) в течение 30-40 секунд и водой, температура которой на 2-3 градyca ниже (15-20 секунд). Постепенно в течение 2-3 месяцев разница в температурах воды доводится до 15 градусов. По окончании каждой процедуры кожу вытирают махровым полотенцем.

   Все закаливающие процедуры для дошкольников должны быть связаны с чувством "приятно". Стоит раз-другой допустить неприятные ощущения, как они тут же закрепляются в  сознании ребенка, и желание оздоравливать свой организм с помощью таких процедур исчезает надолго. Борис и Лена Никитины приобщали своих детей к обливанию холодной во­дой следующим образом: "... Во время купания сначала не ре­бенка обливать прохладной водой, а кому-нибудь из взрослых самому облиться: "Эх, хорошо, приятная водичка!" А у малыша спросить: "Хочешь?" Не захочет - отложить раз-другой, а захочет, то облить его действительно приятной (не слишком холодной!) водой да похвалить его при этом. А потом расте­реть досуха, приговаривая что-нибудь веселое ... " Дошкольники очень любят разнообразные игры, а поскольку игра между делом учит, то хорошо поиграть с ними в закаливание ("в моржей"), прочитать любимые произведения. Например, стихотворение А. Барто "Я знаю, где живут моржи", рассказ Г. Блинова о непослушном мальчике Стобеде, который решил закаляться; вместе спеть известную песню, слова которой "зака­ляйся, если хочешь быть здоров ... " известны большинству взрослых и детей.

   Часто родителей волнует вопрос: можно ли закаливать больных детей? Однозначно ответить на него трудно и в каж­дом конкретном случае необходимо получить консультацию врача, но все же в период болезни ребенка закаливание лучше приостановить до выздоровления и возобновлять процедуры постепенно, следя за его самочувствием.

   Родители прилагают все усилия, чтобы их дети были здоро­выми. Сами дошкольники иногда даже любят поболеть. Что же хорошего находят дети в болезни? К страху, боли и плохому са­мочувствию добавляется ощущение собственной ценности для родных и близких. Именно во время заболевания ребенок полу­чает часто недостающую ему родительскую любовь. Болезнь дает опыт преодоления: ее надо пережить как всякую неприят­ность. Болезнь как бы приближает ребенка к себе, заставляет прислушаться к своему внутреннему состоянию, учит отличать плохое самочувствие от плохого настроения, развивает способ­ность к сопереживанию. Родителям желательно использовать время общения с заболевшим ребенком для его эмоционально­го развития. Возможно, именно разговоры во время болезни помогут прийти к решению стать в будущем здоровой семьей: вместе гулять по вечерам, совершать пробежки босиком по ут­ренней росе, почаще бывать в лесу, где воздух чист и целителен.

   Природа может вылечить человека от множества недугов, хотя ее богатствами пользуются не так часто. Если лекарствен­ные растения находят более широкое применение, то о закали­вании детей многие вспоминают лишь тогда, когда они начи­нают часто болеть. Причем некоторые родители рассуждают примерно так: зачем, когда сын или дочь и так не болеют? Срабатывает старая народная поговорка: пока гром не грянет -  мужик не перекрестится. Было бы замечательно, если бы зака­ливание, близость к природе стали традиционными в каждой семье.

 


           

 

тел. 341-69-67; 340-10-59
E-mail: ddu344@minsk.edu.by