Как организовать отдых ребёнка © Ясли-сад № 344 г. Минска

 

XX

Изменение размера шрифта

Все современные браузеры позволяют изменять размер шрифта на странице сайта путем изменeния масштаба

В большинстве случаев для изменения масштаба воспользуйтесь комбинацией клавиш "Ctrl и +" или "Ctrl и -"

Так же можете использовать комбинацию "Ctrl и скролл"

Дополнительная информация доступна по ссылке https://support.google.com/chrome/answer/96810?hl=ru

РусскийБеларускi

 

  

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"ЯСЛИ-САД № 344 Г. МИНСКА"

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

индекс цитирования

индекс цитирования

 

 

Как организовать отдых ребёнка


Роль игры

Еще один способ организации активного досуга - игра. Для детей игра - это средство обучения. Она стимулирует их. Взрослым уже трудно понять, как много она значит для детей. С помощью игры они могут высвободить свой гнев, например, исколошматив плюшевого мишку или расстреляв неприятельскую армию игрушечных солдатиков, или избавиться от собственных кошмаров и страхов, например, играя в «охоту на монстров», где они выступают в роли монстра, а вы - в роли несчастной жертвы. Вы можете просто налить полную раковину воды и дать им несколько пустых пакетиков из-под йогурта или пластиковых чашек. Куда как проще подтереть несколько луж, чем весь вечер слушать их нытье о том, каким скучно. Самые лучшие игрушки стоят очень мало или вообще ничего - вода, песок, тесто, старые рождественские открытки, крышки от банок из-под кофе или джема, которые плавают в ванной, картонные ящики...

Детям нужно играть. Есливы это знаете, вы будете стремиться использовать каждую возможность для того, чтобы позволить детям как можно больше играть - в одиночку, с другими детьми, или вместе с вами.

Родители часто забывают о детях, когда они играют, когда им весело, когда они перестают дергать родителей, «наконец-то» найдя себе интересное занятие. И зря - игра дает родителям превосходный шанс побыть с детьми, уделить им позитивное внимание. Мы уже рассказывали о том, как можно наблюдать за играющими детьми, тихонько присоединившись к ребенку, занятому игрой-дома, на улице, в песочнице, в спальне, в ванной. Сейчас имеет смысл еще раз поговорить об этом.

Наблюдение за игрой: дубль два

Предположим, что ваша дочь потратила довольно много времени, чтобы нарисовать какую-нибудь картинку, и вдруг начинает беспорядочно водить по ней черным карандашом или покрывать ее уродливыми кляксами. Наверняка вам захочется воскликнуть: «Боже мой, что ты наделала, испортила такую красивую картинку!» В вас говорит взрослая логика, в терминах которой невозможно описать детскую игру. Когда вы наблюдаете за игрой, вы просто спокойно комментируете действия ребенка: «А сейчас ты рисуешь черные каракули!» Это позволяет ребенку почувствовать, что вы принимаете и цените его. Вы демонстрируете свое уважение к его праву творить по-своему. Главная проблема с этим навыком заключается в следующем: большинству родителей кажется, что просто смотреть на ребенка и периодически делать «ничего не значащие» комментарии - скучно и непродуктивно. Особенно часто такую точку зрения высказывают отцы, которым обычно не терпится вмешаться и взять процесс под свой контроль. И в самом деле, никаких чудес не происходит, и ничего особо не меняется независимо оттого, сидите вы рядом с ребенком или нет. Но пройдет несколько недель, даже месяцев, и вы почувствуете, как потеплели ваши отношения с ребенком, заметите, что он стал лучше себя вести. На самом деле наблюдение за детской игрой - это один из самых эффективных методов организации активного досуга и один из самых важных навыков, которые вы можете освоить в результате прохождения этого курса.

Но наблюдение за игрой не исчерпывает всех возможностей вашего участия в ней. Иногда вы можете присоединиться к игре - и вот тут-то вам не придется тихонько сидеть рядышком и наблюдать за происходящим. Здесь вам отводится почетная роль большой живой игрушки, которая должна шуметь и дурачиться вместе с детьми. Вот вам еще один пример активного досуга.

Двадцать минут в неделю на ребенка?

Может показаться, что двадцать минут- это слишком мало для настоящего «праздника души». Вы можете возразить, что дело воспитания детей не может сводиться к составлению графика воспитательных мероприятий, где каждому ребенку отводится определенное время! Но период времени (пусть даже ограниченный), когда вы уделяете ребенку особое внимание, дарит ему незабываемые впечатления, причем установлено, что этого заряда положительных эмоций, как правило, хватает на весь остаток недели. Включение «праздника души» в расписание повседневных дел, выделение времени исключительно для общения с детьми, меняет родителей. Они многое узнают о том, что значит «быть настоящими папами и мамами», а не просто делать для своих детей «все что надо». Дети, в свою очередь, быстро понимают, что в эти минуты вы более расслаблены и открыты и готовы внимательно выслушать их, махнуть рукой на все свои взрослые проблемы (в разумных пределах, естественно) и от души повеселиться. И даже став подростками, они будут время от времени хотеть видеть вас такими, какими вы были на этих «праздниках души».

Другие родители могут привести прямо противоположные возражения. Им будет казаться, что выделять особое время для общения с отдельными детьми - слишком обременительное занятие, особенно если их в семье несколько. Но дело в том, что в многодетных семьях необходимость уделять индивидуальное внимание каждому ребенку еще более оправдана. Одной из основных причин ссор между детьми является ревность, которая возникает из-за того, что одному из детей начинает казаться, что он перестал быть для вас «единственным и неповторимым». И вот тут-то индивидуальный «праздник души» может оказаться весьма кстати.

Как устроить «праздник души»

Базируясь на результатах многолетних исследований. Институт семейного воспитания (Пало Альто, Калифорния) разработал некоторые рекомендации относительно того, как можно провести «праздник души» для ребенка. Согласно одной из них, родители должны быть готовы (насколько это возможно) на протяжении всего этого времени делать все, что захочет от них ребенок (если ваш ребенок еще не умеет говорить, просто смотрите на него внимательно, и он вам все «скажет»). Это не означает, что ребенок может делать все, что ему вздумается, в любое другое время - мы уже видели, насколько важны твердые ограничения - и право неограниченного выбора способа проведения времени предоставляется ребенку только в эти особенные минуты. Его желания могут несказанно удивить вас. Иногда родители могут попробовать предложить ребенку нечто новое и таким образом удивить его например, можно вывестииз подвала велосипеды и спросить у ребенка, куда он хочет отправиться вместе с вами, или предложить пойти на прогулку, чтобы собрать желудей и полевых цветов и украсить дом, или выделить ребенку место на подоконнике или небольшой участок в вашей теплице и спросить, что он хотел бы выращивать на нем. Как вы уже поняли, это сопряжено с определенными издержками времени и усилий для родителей, но награда стоит того!

Еще один важный совет: родители должны на время забыть, что они большие (в физическом смысле), сильные и опытные люди. Взрослые иногда не осознают, какими гигантами они выглядят в глазах детей, что уже само по себе дает взрослым не вполне справедливое преимущество перед детьми в любой игре. Поэтому, к примеру, постарайтесь не щекотать детей или уж во всяком случае, не ставить их в беспомощное положение, если вы это все же делаете, потому что «щекочущий» всегда контролирует ситуацию, и желание защекотать малыша удовлетворяет ваши собственные потребности, а не потребности ребенка. Точно так же не надо превращать игру в соревнование - играйте ради смеха, а не ради победы (опять же, папам здесь придется трудно). Если вы все же играете с ребенком в мяч или в настольные игры, которые предполагают наличие победителя, вам придется дать ребенку огромную фору и специально проигрывать большинство игр (но не все). Причем лучше воздержаться от реплик типа: «Ах черт, опять ты победил!», потому что это предполагает важность выигрыша.

 

Подводя итоги

Итак, подведем итоги. Родители часто без устали трудятся на благо своих детей, часами находясь рядом с детьми и не замечая их присутствия. Они удивляются, почему ребенок так плохо себя ведет, не понимая, что на самом деле он просто отчаянно хочет их любящего внимания, которого ему так недостает. Дать ему это внимание можно по-разному, используя для этого многие из навыков, которые мы уже рассмотрели в этой книге - можно внимательно выслушивать ребенка, касаться его, говорить с ним, играть с ним, выражать свои чувства всем своим телом и тоном своего голоса... Можно просто взять ребенка с собой, когда вы утром идете выгуливать собаку, или разрешить ему «помочь» вам в огороде. Можно выкроить несколько минут в день, чтобы поболтать с ребенком, присоединиться к нему, когда он играет, или просто понаблюдать за его игрой. Можно, наконец, устроить ребенку «праздник души», специально запланировав двадцать минут в неделю, когда вы разрешаете ребенку делать все, что он захочет. Со временем это может превратиться в семейные собрания, о которых вы можете прочитать в нашей книге «Курс выживания для родителей подростков». Как бы там ни было, еженедельные «праздники души» помогут вам в течение многих лет успешно применять на практике умения и навыки, приобретенные во время прохождения этого курса.

Не важно, что вы делаете вместе с ребенком в течение этих особых двадцати минут, важно как вы проводите это время, важны терпение и доброта, которые являются неотъемлемыми атрибутами позитивного воспитания. Для этого вам понадобится немало мужества и самообладания, так что не расстраивайтесь, если что-то будет получаться не так, как вы задумали. Не старайтесь стать совершенными родителями - скорее всего у вас ничего из этого не получится!

 

Сохраняйте равновесие

Крайне важно найти устойчивое равновесие между ограничениями и позитивным вниманием. Четкие ограничения создают систему координат, в которой позитивное внимание обретает новый смысл. Вы должны достаточно последовательно требовать от ребенка соблюдения установленных вами ограничений, не уступать и не предлагать помощь слишком поспешно. В пятой главе мы показали, что установление ограничений в уважительной манере возможно путем предоставления ребенку права выбора, что зачастую побуждает ребенка пойти вам навстречу вместо того, чтобы провоцировать его на выражение своего недовольства в неприемлемых формах.

С учетом этого можно сказать, что то, что вы прочитали в этой главе об организации активного совместного времяпровождения с ребенком, в некотором смысле сводит воедино все, о чем написана эта книга, включая способы контроля за поведением ребенка. Более того, можно смело утверждать, что связь между целенаправленным позитивным вниманием к ребенку и его потребностям и его поведением является одной из основных тем книги. Когда вы уделяете больше внимания самому ребенку, чем его проступкам, вы не только налаживаете живую связь между вами и помогаете ему нормально расти и обретать чувство собственного достоинства; вы добиваетесь того, что ребенок перестает противодействовать вам в ваших воспитательных усилиях, и удовлетворительно разрешаете вопрос поддержания дисциплины. Если ребенок чувствует, что вы его любите и всегда готовы его поддержать, что он занимает особое место в вашей жизни, вы скоро заметите, что его поведение улучшается - у него просто нет нужды пытаться привлечь к себе ваше внимание с помощью непослушания. В своей превосходной книге Волшебная сила поддержки Стефани Марстон пишет: «Когда наши дети знают, что они могут всегда рассчитывать на наше позитивное внимание, многие проблемы исчезают сами собой».

 

Не надо торопиться

Перемены требуют времени. Для того чтобы стать лучшими родителями, нужна практика и терпение. Некоторые родители проходят этот курс дважды, а то и трижды возможно всякий раз целенаправленно работая с одним из своих детей. Некоторые впоследствии совершенствуют свои навыки на других курсах. Некоторые добиваются впечатляющих успехов, когда им доверяют роль инструкторов на этих курсах. Некоторые просто читают по одной главе в неделю и пытаются освоить соответствующие навыки и умения самостоятельно. В любом случае процесс обучения принимает непрерывный характер, и со временем родители начинают чувствовать реальную отдачу от своих усилии. И независимо от того. насколько важна ваша основная работа, нету вас более важной и благородной задачи, чем создать счастливую семью. Кроме того, мы не раз слышали от родителей, что умения и навыки, освоенные ими в результате прохождения этого курса, находят свое применение и в других ситуациях - дома, на работе, в отношениях с другими людьми...

Желаем вам счастливого пути - и успехов в вашем нелегком родительском труде. И не надо торопиться!

Таблица 6: Как проводить совместный досуг

 

Выберите из приведенных ниже видов деятельности два, которыми вы до сих пор пренебрегали, и два, в которых вы уже добились неплохих результатов.

 

Что нужно делать

Что из этого получается

1. Вместе играть и весело проводить время

Отец и мать дарят ребенку прекрасные воспоминания и создают у него ощущение безопасности, когда они находят время, чтобы поиграть вместе с каждый ребенком, будь то всей семьей или один на один, хотя бы в течении двадцати минут в неделю. Во время этого «праздника души» лучше не щекотать ребенка, не играть в конкурентные игры ради результата (не должно быть победителей и побежденных), и позволить ребенку самому решить, во что он хочет играть (в случае с маленьким ребенком, вы поймете это если внимательно за ним понаблюдаете).

2. Рассказывать сказки, петь песни, читать стихи

Когда вы усаживаете ребенка к себе на колени, читаете ему сказку и потом болтаете с ним обо всем и ни о чем, вы не просто стимулируете его воображение и способствуете его умственному и языковому развитию – вы также даете ему ощущение безопасности, помогаете ему формировать систему ценностей и развиваться в эмоциональном плане. (Телевидение так же способствует развитию детей, но оно никогда не сможет заменить ребенку все это).

3. «Замечать» как ребенок играет (с водой, песком, игрушками…)

Дети развиваются в процессе игры – даже если они просто плещутся в тазике с водой или играют с пустыми пакетами из-под йогурта на кухонном полу. Следите за тем, чтобы игра была для них интересна – не навязывайте им «неподходящие» игрушки – но главное «замечайте», как они играют. Это означает, что вы должны слушать, смотреть, проявлять интерес в общем уделять детям позитивное внимание, когда они этого не требуют. Можно присоединиться к игре, но откажитесь от соблазна «помогать», организовывать игру, предлагать ребенку, что он должен делать -–просто тихонько наблюдайте и время от времени говорите вслух, что вы видите перед собой.

4. «Замечать» ребенка (улыбки, объятия, поцелуи, касания)

Периодически демонстрируйте ребенку свою любовь и привязанность. Известно, что всем детям надо, чтобы их обнимали и по крайней мере четыре раза в день только для того, чтобы они могли выжить, в то время как для нормального развития им нужно шестнадцать объятий в день! Когда вы прижимаете ребенка к себе, улыбаетесь ему, касаетесь его, вы как бы говорите: «Ты хороший. Ты достоин любви. Ты красивый». Вы можете прижать ребенка к себе, когда читаете ему сказку или лечь рядом с ним на пол и позволить ему ползать по себе.

5. Заботиться о себе

Активный досуг нужен и вам самим. Вы можете дать ребенку больше, если вы периодически занимаетесь спортом, выходите подышать свежим воздухом, расслабляйтесь, занимайтесь любимым делом, смеетесь и развлекаетесь. Кроме того, надо проводить время со своим партнером и/или взрослыми друзьями. Помните, что дети многое узнают о любви и жизни на примере отношений между взрослыми.

 

 

 

 

 

Литература:

Воспитание детей от нуля до шести-семи лет. Майкл и Терри Квинн

 

 


           

 

тел. 341-69-67; 340-10-59
E-mail: ddu344@minsk.edu.by